Новость: Брюс Доубиггин. ИГРА ЗА ДЕНЬГИ. Удивительный взлет и падение Боба Гуденау и Ассоциации Игроков НХЛ
(Категория: Новости команды)
Добавил Отдел переводов
Wednesday 27 April 2011 - 20:35:32

Другие франшизы испытывали финансовые неурядицы в сезоне 2002-03. "Мы в Сент-Луисе просто пытаемся удержаться на плаву," – говорил генменеджер Блюзменов Лэрри Пло. "Думаю, общеизвестно, что мы не делаем прибыли." Тридцати-семи владельцам Эдмонтона были предъявлены платежные требования, а председатель Ванкувера Джон МакКо выставил Кануков на продажу. Добавьте сюда древнюю арену Питтсбурга, шаткую группу владельцев Финикса, родовые муки других франшиз в южных штатах и финансовые проблемы владельцев Островитян, - и легко увидеть, почему Беттмэн проводил пресс-конференции с мрачным лицом, а хозяева клубов публично заламывали руки – шлейф проблем для общественного потребления. "Я не ищу драки," – провозглашал Беттмэн, "но экономика лиги порушена. Перед игрой и перед нашими болельщиками мы обязаны ее восстановить."

Расширение, взрывной рост зарплат и мнение, что независимо от того, насколько плохо ты руководишь клубом НХЛ, ты будешь оставаться в этом бизнесе, - все это поспособствовало нестабильности НХЛ, но многие проблемы могли быть приписаны факторам, которые НХЛ не могла контролировать: обменный курс валют, крах фондового рынка и финансовые злоупотребления некоторых владельцев клубов.
И все же не совсем эти факторы предопределяют финансовую жизнеспособность успешного клуба. "В данный момент дело заключается в том, чтобы владельцы себя контролировали," – предполагает Питер Уоррелл из Флориды. «Никто ведь не приставляет к их головам пистолет и не требует платить парню из четвертого звена 4 или 5 миллионов. Это их решение. Они сами себя, и давно, загоняли, а теперь пытаются возложить вину на нас."
Главным источником дисфункции НХЛ является ее порочный способ распределения доходов. Цифры доходов раскрывают глубинную причину проблем лиги, связанную с паритетом и конкурентным равновесием. Если НФЛ распределяет 74 процента своих доходов, НБА - 35%, а Главная Лига Бейсбола – 25%, то хозяева НХЛ делят лишь 12% доходов, на начало сезона 2003-04. Эта политика «победителю достается все» привела к растущей пропасти между профит-центрами НХЛ (New York, Detroit, Dallas, Colorado, Philadelphia, Toronto, New Jersey) и ее безубыточными операционными центрами (Buffalo, Tampa, Nashville, Pittsburgh, Ottawa). "Если бы Рейнджерам приходилось платить 15 миллионов в общий котел, вместе с Нэшвилом," – задается вопросом агент Ритч Уинтер, - "стали бы они тратить на зарплаты столько, сколько тратят?"
"Не хочу, чтобы мы пришли к лиге из имущих и нищих," – говорит Лу Ламорьелло из Нью-Джёрзи. И все же лига стала именно такой. Клубы, базирующиеся на малых рынках, являются, по существу, тренировочными площадками для звезд, которые устремляются в богатые клубы, как только получают какие-либо рычаги для контрактных переговоров. Зарплатные ведомости на начало сезона 2002-03 г.г. отражали этот дисбаланс. На верхнем крае находились New York Rangers ($69 миллионов), Detroit ($68 миллионов), Dallas ($61 миллион), Colorado ($60 миллионов), Philadelphia ($56 миллионов), Toronto ($54 миллиона) и New Jersey ($52 миллиона). На дне находились Nashville ($25 миллионов), Tampa ($28 миллионов), Ottawa ($30 миллионов), Edmonton ($30 миллионов), Buffalo ($31 миллион) и Pittsburgh ($31 миллион). Результат? В любой из сезонов после 1994-95, когда было подписано последнее коллективное соглашение, кто-то из первой группы выигрывал Кубок Стэнли; и только один раз клуб из второй группы – Баффало – в 1999 году дошел до финала. Это правило вновь подтвердилось, когда в 2003 году New Jersey победил Anaheim в финале Кубка Стэнли.
И менеджеры, и хоккеисты соглашаются, что более тщательное распределение доходов привело бы к лучшему распределению игроков. Генменеджер Ванкувера Брайан Бёрк выразил досаду от того, что приходилось обходиться половиной от возможного бы. Я не могу ждать пока узнаю, могут ли эти парни работать в системе, где нельзя просто взять и потратить столько, сколько хочется. Я не могу ждать того дня, когда встанет вопрос: кто же в состоянии делать свою работу. "Пока НХЛ не уладит конфликт своих больших/малых рынков,» - говорит агент Жиль Люпьян, самые талантливые будут, естественно, мигрировать на более крупные рынки. "Все в моем родном городке Браунсбёрг (пр.Квебек) хотели бы, чтобы к ним приехала и спела Селин Дион. Но он слишком мал для нее. Что нам делать? Если большие рынки в США говорят, что хотят заполучить все клубы, а хоккеисты хотят все те деньги, что нам делать? Если Макдональдс в Калгари не очень прибылен, всем другим Макдональдсам скидываться, чтоль? Почему все хоккеисты вынуждены урезать свои зарплаты из-за того, что Калгари с трудом выживает?"
Часто повторяемое наблюдение: возросшее свободное агентство нарушило конкурентное равновесие в НХЛ и сделало невозможным сохранение чемпионских команд. Из-за свободного агентства, на самом деле, труднее поддерживать выигрывающие династии, такие как Канадьяны в конце 1970х, Островитяне в начале 1980х или Нефтяники в конце 1980х. Но нужны ли династии?
В тех видах спорта, где клубные доходы и зарплаты сопоставимы, свободное агентство позволило иметь более широкий разброс победителей. С 1976 года, когда в бейсболе появился первый вариант свободного агентства, команда Blue Jays была единственной, выигрывавшей подряд Всемирную серию (World Series), в 1992 и 1993 г.г., пока рыночные различия, подстегнутые в конце 1990х деньгами от кабельных телесетей, не позволили команде Yankees накупить топовых свободных агентов, чтобы выиграть три World Series за четыре года. До тех пор, пока не развернулись Янки, самый большой приз бейсбола брали и крупные рынки (New York, Los Angeles), и малые (Kansas City, Littsburgh). Телевизионные доходы увеличивались по нарастающей, равно как и доходы от продаж билетов и сопутствующих товаров и услуг; и бейсбол процветал благодаря уравнивающему действию свободного агентства.
В хоккее, где свободное агентство оставалось миражом, всего шесть клубов выигрывали Кубок Стэнли в период с 1973 по 1992 г.г.; экономический рост был устойчив, но невелик. После введения свободного агентства в начале 1990х, за десять лет кубок выиграли семь разных команд, и еще больше дошли до финала. Как результат, НХЛ повсюду демонстрировала хорошие потоки доходов. "Непохоже, что в НХЛ это произошло случайно," – говорит спортивный экономист Эндрю Зимбалист. "Были династические периоды по 19 лет или около того, и затем, начиная с 1991 года, их не стало. Случилось что-то системное. Как только зарплаты стали отражать конкурирующие рыночные силы, стало труднее удерживать побеждающую команду. Также, побеждающую команду стало легче собирать. Если вы находитесь в подвале, и тут доступным становится какой-нибудь уэйн гретцки, вы можете его купить. По иронии судьбы, взрыв зарплат в результате свободного агентства является одним из факторов, поспособствовавших ротации на вершине лиги. И я думаю, болельщики хорошо относятся к ротации клубов на вершине, это дает ощущение, что их команда может выиграть Кубок Стэнли."
Многие болельщики считают возмутительным, что профессиональные спортсмены получают огромные зарплаты, в то время как учителя, социальные и медицинские работники зарабатывают относительно мало. Однако, те же самые болельщики не имеют проблем с владельцами (которые не рискуют своим физическим здоровьем) или иными представителями сферы развлечений, притягивающими к себе огромные заработки. "Все с ума посходили, когда Алекс Родригес получил 25 миллионов за сезон в Тексасе," – говорит спортивный юрист-эксперт Пол Уэйлер. "Никто, за исключением немногих специалистов в области развлечений, не знал, что Том Круз получил столько же за каждый из трех кинофильмов, в которых он снялся в том же году. Или что Опра зарабатывала 80 миллионов в год. Раз уж на то пошло, как насчет руководителей компаний? До шумихи с корпорациями Enron и WorldCom никого не беспокоило, что один исполнительный директор принес в свой дом 750 миллионов в виде зарплаты и фондовых опционов за один год."
"Мы никогда и не думали о том, чтобы запретить какому-нибудь актеру или директору заниматься своей работой за то, что у него случилось иметь марихуану, но со спортсменами мы так поступаем. Мы рассматриваем спорт как национальный способ проведения досуга с особой ролью в нашей нравственной жизни. Вот почему мы – неправильно, я полагаю – возражаем против того, что спортсменам платят так много. Вот почему мы обвиняем их – неправильно – за то, что цены на билеты растут. Спортсмены оказывают реальное влияние на поведение людей. Редко увидишь представителя сферы развлечений, не говоря уже о директорах, в качестве ролевой модели для личного поведения. Однако, если Тайгер Вудз ездит на определенной машине или носит какие-то определенные туфли, именно это мы идем и покупаем. "
Понятно, что хоккеисты воспользовались такой известностью. Сделало ли это их ленивыми или безразличными, как некоторые болельщики любят побрюзжать? напротив. Пиковое состояние даже второстепенных игроков НХЛ в нынешние времена говорит о преданности и профессионализме, не особенно наблюдавшихся в те времена, когда Уэйн Гретцки переезжал в Лос-Анделес. После короткого пост-сезонного отпуска большинство хоккеистов начинают напряженно тренироваться, затем играют в каторжном режиме, с постоянными разъездами. В тот день 1998 года, когда Доминик Хашек подписал новый контракт на 8 миллионов в год, он остановил 32 броска и стал первой звездой матча, выигранного клубом из Баффало у Флориды. Вместо того, чтобы отправиться праздновать, он провел полтора часа в спортивном зале, работая на тренажерах.
Что касается «невыкладывания» богатых игроков, Хэрри Синден в этом не убежден. "Я бы сказал, что они всегда бывают среди лучших в плане того, что вы получаете должное за свои уплаченные деньги. Я часто спрашиваю себя, смог ли бы я, зарабатывая 10 миллионов в год, реально подставлять свое лицо под шайбу? Не знаю. А многие из этих парней могут. Я думаю, деньги повлияли на некоторых игроков, но в целом они выкладываются так же полностью, как и выкладывались и всегда."
"Это – мужская игра, и в нее играют истинно преданные ей спортсмены," – говорит Боб Гуденау. "Карьеры некоторых хоккеистов могут не оправдать их прогнозы, но это не делает их сколько-либо менее уникальными. Они – не просто так, вышли погулять. Это – исключительные, квалифицированные игроки."
Если болельщики возмущаются высокими выплатами спортсменам, то хоккейные агенты и юристы им просто отвратительны. Генменеджер Д.яволов Лу Ламорьелло четко формулирует суть дела: "Я беспокоюсь о том, что агент больше боится потерять клиента, чем поступить правильно. Я постоянно слышу это от агентов: 'Я знаю – ты прав, Лу, но если я не добьюсь таких же денег, какие получает его партнер по команде, он меня уволит.' Бог ты мой, это как твой ребенок приходит домой и говорит, что у соседского есть какая-то штука, и что если у меня такого же не будет, я найду себе другого отца. Или, по-другому, они говорят вам: 'Это – мое окончательное предложение'. И затем следуют еще пять окончательных предложений."
Хотя некоторые агенты заслуживают гнев Ламорьелло, многие просто высоко профессионально выполняют свою работу, противостоящую генменеджерам. Дон Бэйзли говорит, что слово "агент" более не выражает то, что делает он и его собраться. "Типичный агент – это некто, кто сводит две стороны вместе. Но в хоккее особенно искать-то нечего. Ваши права задрафтованы и контролируются одним клубом, пока вы не станете свободным агентом в возрасте 31 года. И затем вам звонят, если вы – правильный клиент.
"Хоккеисту в наше время нужны четыре вещи," – добавляет Бэйзли. "Во-первых, юридические консультации, контракты и все такое. Во-вторых, финансовые консультации. В-третьих, инвестиционные консультации. И в-четвертых, если он является суперзвездой – помощь в маркетинге."
АИ НХЛ вынудила НХЛ стать более креативной, более эффективной и более прибыльной в своих взаимоотношениях с игроками. И, со времен ухода Иглсона, она подстегнула и агентов, чтобы они лучше действовали в интересах своих клиентов. Как говорит Жиль Дюпьян, рвение агентов помогло владельцам экспоненциально увеличить стоимость своих клубов.


Перевод Искандера Балтырова

все части книги




Источник этой новости Сайт болельщиков ХК Салават Юлаев
( http://www.hksalavat.ru/news.php?extend.1191 )