Новость: Брюс Доубиггин. ИГРА ЗА ДЕНЬГИ. Удивительный взлет и падение Боба Гуденау и Ассоциации Игроков НХЛ
(Категория: Новости команды)
Добавил Отдел переводов
Thursday 21 April 2011 - 15:22:48

Имущие и Нищие
Июнь, 2002 года, Совет директоров НХЛ охвачен горячей дискуссией в торонтском Royal York Hotel. Драфт новичков должен состояться через несколько дней, и Рик Нэш из команды London Knights, единодушный номер 1 драфта, пробьет контракт новичка, самый дорогой с момента вступления в силу нового коллективного договора 1995 г. Молодой крайний форвард Синих Мундиров (The Blue Jackets) сможет заработать 8.561.000 долларов за первые три сезона в НХЛ, и еще больше, если достигнет некоторые показатели по очкам и времени на льду. Через неделю после драфта New York Rangers скрепит рукопожатием подписание пятилетнего 45-миллионного контракта с Бобби Холиком.


С 1994 года средняя зарплата в НХЛ увеличилась с 733.000 до 1,4 миллиона долларов – скачок на 95%. Боссы озабочены этим спиралевидным ростом зарплат и всего 48-процентным ростом билетных цен за тот же период, комиссар НХЛ Гэри Беттмэн жестко говорит о проведении ограничительной линии для зарплат. "Экономика лиги не работает," – говорит он владельцам клубов. "Остается два сезона, и мы намерены провести два по-настоящему хороших сезона. После них нам придется быть готовыми на все, что будет необходимо сделать, чтобы восстановить модель."
Беттмэн предлагает хоккеистам пряник в виде раннего начала переговоров о коллективном соглашении. Кнут – локаут, возможный с началом сезона 2004-05. Это послание в духе мачо хорошо воспринимается воинственными хозяевами клубов, которых подстегивают стагнирующие доходы и растущие зарплатные ведомости. Но агрессивная позиция Беттмэна просто играет на руку Бобу Гуденау, укрепляя его во мнении, что НХЛ хочет сломить АИ НХЛ, а не партнерствовать с ней.
В разгар спора микрофон берет Билл Уирц, суровый хозяин клуба из Чикаго. Став менее значимой силой внутри НХЛ со времен ухода его дружков Джона Зиглера и Элана Иглсона, импозантный Уирц, тем не менее, захватывает внимание публики. Испытывая отвращение к тому, что клубы транжирят на бонусы новичкам, Уирц объявляет: "Господа, мы в Чикаго никогда не платили эти бонусы новичков. И могу вам сказать – никогда не будем. Мы считаем, что вы – сумасшедшие, раз платите такие деньги непроверенным новичкам. Фактически, мы полагаем, что вести с вами бизнес – плохо для нашей репутации в деловом мире." С этими словами, Уирц встает, обращается к своим сторонникам и выходит из зала Совета директоров, оставляя шокированных боссов НХЛ в тишине.
Почти половина городов присутствия НХЛ ищет возможность продать весь свой бизнес или его часть, два клуба пребывают в состоянии банкротства, и неудивительно, что директоры представляют собой нервную группу людей. "Я думаю, самая крупная ошибка, которую сделали клубы и менеджмент, была в том, что они верили, что могут что-то купить," - говорит генменеджер Дъяволов Лу Ламорьелло. "Ваши эго и опыт в других сферах бизнеса говорят вам: еще один игрок, и все получится. Но все превращается в неуправляемый поезд." Агент Том Лэйдлоу соглашается: "Конкуренция среди владельцев растет, они хотят выигрывать. Может быть, у них были такие же взгляды в том бизнесе, в котором они разбогатели. Но эта ситуация - не тот случай, что характерен для профессионального спорта."
Чикагский инвестиционный банкир Пол Мач, работающий со многими инвесторами в спорте, говорит, что многие из потенциальных владельцев – диванные квотербэки (quar¬terback- основной игрок нападения в американском футболе, разыгрывающий мяч). "Правильно или нет, они считают, что могут справиться лучше, чем нынешние владельцы." Хэрри Синден излагает эту мысль следующим образом: "Вся гонятся за Кубком Стэнли и думают, что пятнадцать команд могут его выиграть, разделив успех между собой. Это будет «ничья» на 15 клубов, и всем нам достанется доля. Но получит-то его только одна команда. Остальные гонятся за миражом." (Как бы в подтверждение своего презрения, в начале сезона 2002-03 Синден избавился от трех топовых игроков – Билла Герина, Байрона Дафо и Кайла МакЛарена – и, все равно, Брюинз пробились в плэй-офф восточной конференции.)
Каким образом расходы выросли столь стремительно после того, как хозяева НХЛ закрывали свой бизнес на пять месяцев в сезоне 1994-95, чтобы достичь "определенности с расходами"? Владельцы проталкивают мысль, что большие зарплаты напрямую вызвали рост цен на билеты. "У нас нет проблемы посещаемости," - говорит Беттмэн, "но меня беспокоят растущие билетные цены. Необходима система, которая позволит клубам реагировать на рынок [игроков]."
Несмотря на утверждение комиссара, билетные цены, скорее, являются отражением доходов и гибкости местных рынков, нежели зарплатных ведомостей. Беттмэн настаивает на увязывании этих двух понятий, выступая за потолок зарплат и «налог на роскошь». Что ведет к вопросу: чьим цифрам верить? Лига говорит, что на зарплаты ушло около 65 процентов всех доходов в 2 миллиардов долларов сезона 2002-03. Генеральный менеджер одного американского клуба заявил, что его зарплатная ведомость отнимает 67 процентов суммарных доходов клуба. Исследование, проведенное в Питтсбурге, открыло, что зарплаты хоккеистов НХЛ составляют 56 процентов операционных расходов. Кому бы вы ни верили, мрачная статистика отражает настроение хоккейного люда. "Думаю, мы движемся к большим переменам," – говорит директор клуба Florida Panthers Билл Торри, создавший из Островитян мощный клуб 1980х. "Мы бьемся за то, чтобы сохранить тридцать конкурентоспособных франшиз. Это будет тяжелая задача."
Ранее НХЛ заявляла, что доходы в 1992 году составили 400 миллионов, а зарплаты поглотили 280 миллионов, или около 70 процентов брутто-доходов. Это заставляет многих чесать затылки. "Гэри постоянно говорит о цифрах, которые не стыкуются," – говорит Ритч Уинтер. "Нам нужно, чтобы он перестал рассказывать нам об увеличениях и процентах и показал нам чуток лидерских способностей. Он и другие владельцы должны перестать настолько фиксировать внимание на Гуденау - 'Понравится ли Бобу это предложение? 'Понравится ли Бобу то предложение?' Боб не ведет их бизнес. Гэри необходимо переговорить с хоккеистами через его голову и передать им какие-нибудь свои хорошие мысли по следующему договору. И ему необходимо сделать это скоро."
Боб Гуденау сидит в своем торонтском офисе, наблюдая, как штормовые облака собираются над городом – и над хоккейной индустрией. Человек, некогда работавший под переоборудованном навесом в глубине кабинета Элана Иглсона, теперь окружен богатой деревянной мебелью и красивыми светильниками. Откинувшись на своем стуле и сложив пальцы домиком на груди, он описывает Беттмэна как "комиссара владельцев", но в остальном скрупулезно избегает поджигательских суждений. По мере того, как время отсчитывает секунды до коллективного договора 2004 года, он оставляет право делать провокационные заявления другим. Он предпочитает гордо говорить о коллективном соглашении, которое он помог заключить в 1995 г. "Оно поработало на обе стороны, я полагаю. Чтобы увидеть полный цикл коллективного договора, нужны годы. Владельцы дважды его продляли? – это говорит о многом. У всех есть свое мнение о том, что же получилось из этой сделки. Но весь бизнес гигантски вырос в части доходов, новых арен. Из него вышла более зрелая (хоккейная) индустрия."
Конечно, цифры НХЛ показывали, что накануне драфта 2002 года индустрия пребывала в режиме роста. Количество болельщиков, посетивших матчи НХЛ, за директорский срок Гуденау увеличилось с 12.769.676 в сезоне 1991-92 до 17.264.678 в сезоне 1997-98 и до 20.373.329 в сезоне 2000-01. Согласно данным НХЛ, цифра доходов сезона 1991-92 в размере 400 миллионов увеличилась за десять лет в пять раз, до 2 с лишним миллиардов (в период низкой инфляции). Контракты с общенациональным телевидением в США и Канаде выросли как грибы, с $50 миллионов в начале 1990х до $760 миллионов. Маркетинговые и лицензионные возможности также расцвели пышным цветом, когда лига предоставила своих игроков на Олимпиады 1998 и 2002 г.г.
Корпоративной Америке нравилась демография лиги, поскольку много болельщиков приходилось на богатую возрастную категорию 18-49 лет. Интерес со стороны испаноязычного и женского населения тоже немного вырос. Даже при том, что в 2002 году лига потеряла таких корпоративных партнеров, как Nortel, Wendy's и IBM, она установила около двадцати новых деловых связей с другими «голубыми фишками» - Dodge, Nextel, Southwest Airlines и Sum Microsystems. Тем временем, 26 клубов оценивались изданием Forbes в сумму 110 миллионов и более, из них девять – свыше 200 миллионов, и всё это – посреди худшего с 1970х годов финансового спада в Северной Америке.
По мере приближения переговоров о коллективном договоре 2004 года, однако, НХЛ рисовала иную картину общественного потребления. С учетом финансового схлопывания семьи Ригас и уголовных обвинений лета 2002 года, лига попыталась организовать продажу клуба Buffalo Sabres сначала Марку Хэмистеру; когда этот план провалился, они обратились к нью-йоркскому бизнесмену Тому Голисано (который сделал себе состояние, кстати, на печатании чеков). В Оттаве, тем временем, амбициозный план, предложенный владельцем Сенаторов Родом Брайденом, о создании ТОО с целью сокращения 250-миллионного долга, лопнул. Без денег, но находясь на первом месте, Сенаторы добивались защиты от банкротства и нуждались в срочных финансовых вливаниях, чтобы завершить регулярку. Наконец, на сцену стремительно ворвался торонтский бизнесмен Юджин Мелник, купивший клуб за 100 миллионов, хотя его финансовые консультанты упорно отговаривали от этой инвестиции. Их беспокоило отсутствие определенности с расходами.

Перевод Искандера Балтырова

все части книги



Источник этой новости Сайт болельщиков ХК Салават Юлаев
( http://www.hksalavat.ru/news.php?extend.1190 )